Аудиторская фирма "Консалт", С-Петербург
| т. (812) 346-39-29
Статьи и комментарии  
 
О фирме
Новости
Услуги
Статьи и комментарии
Семинары
Вакансии
Как нас найти






Рейтинг аудиторских компаний - 104
29.01.2015  
О новой обязанности налогоплательщиков (п. 5.1 ст. 23 НК)
 

            С 01.01.2015 г. вступил в силу п. 5.1 ст. 23 НК РФ: "Лица, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, должны обеспечить получение от налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Указанные лица обязаны передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом".

            Текст нормы сформулирован так, что стали раздаваться вопросы, а не подпадает ли под новую обязанность налогоплательщиков квитанция о приеме налоговым органом налоговой декларации (расчета) в электронном виде. То есть речь идёт о ситуации, в которой налогоплательщик направил в свою инспекцию декларацию в электронном виде, ему пришло подтверждение о получении налоговым органом такой декларации – и нужно ли предоставлять такое подтверждение в инспекцию. Выглядит некоторым абсурдом, но поскольку этот вопрос уже не раз прозвучал в обращениях наших клиентов, попробуем с ним разобраться.

            В п. 5.1 ст. 23 НК идет речь о документах, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Поиск в правовой базе по такому словосочетанию выдает приказ Федеральной налоговой службы от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/169@ "Об утверждении Порядка представления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а также о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Федеральной налоговой службы". В п. 1 данного приказа ФНС перечисляет указанные документы:

1) уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);

2) решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки;

3) решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки;

4) справка о проведенной выездной налоговой проверки;

5) решение о продлении или об отказе в продлении сроков представления документов;

6) решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица (лиц), участие которого (которых) необходимо для их рассмотрения;

7) решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;

8) решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

9) решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

10) решение о приостановлении исполнения решений налогового органа, принятых в отношении физического лица;

11) решение о возобновлении исполнения решений налогового органа, принятых в отношении физического лица;

12) решение об отмене Решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

13) решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;

14) решение об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;

15) решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению;

16) решение об отказе в возмещении (полностью или частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению;

17) решение о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке;

18) решение об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке;

19) решение об отмене решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке;

20) решение об отмене решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в связи с представлением уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость;

21) решение о возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению;

22) решение об отказе (полностью или частично) в возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению;

23) мотивированное заключение.

Применительно к этим документам оформляется такой документ, как квитанция о приеме по форме и формату согласно приложениям №№ 3 и 4 к Порядку, утвержденному приказом Федеральной налоговой службы от 09.06.2011 г. № ММВ-7-6/362@. Эта квитанция оформляется от имени налогоплательщика и выступает в качестве подтверждения того, что он получил адресованный ему документ, исходящий от налогового органа. То есть можно считать, что пока такая квитанция не представлена налогоплательщиком, налоговый орган находится в неведении относительно того, получил ли налогоплательщик направленный ему документ или нет – и в этом и кроется смысл новой обязанности, возлагаемой на налогоплательщиков п. 5.1 ст. 23 НК.

Документы же о приеме декларации в электронном виде оформляются от имени самого налогового органа (Извещение о получении электронного документа или Квитанция о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде), поэтому представляется очевидным, что они не содержат никакой не известной налоговым органам информации. В силу чего нет резона требовать от налогоплательщика на основании п. 5.1 ст. 23 НК представлять такие документы налоговому органу, хотя бы один из них и содержал в своем названии словосочетание "квитанция о приеме", упоминаемое в данной норме. Таким образом, по моему мнению, налогоплательщики не должны предоставлять в свои налоговые органы Квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде.

Директор правового департамента

ЗАО "Аудиторская фирма "КОНСАЛТ"

Савин Е.Н.

 
27.01.2015  
Вычеты по НДС в отношении давальческих материалов
 

Как известно, существует ряд лиц, которые не являются плательщиками НДС (например, субъекты, применяющие специальные режимы налогообложения). Кроме того, существует ряд операций, которые при их реализации не облагаются указанным налогом (пункты 1-3 статьи 149 НК РФ). Для плательщиков НДС взаимодействие с указанными лицами или приобретение товаров, работ, услуг, имущественных прав в результате осуществления их продавцами освобожденных от НДС операций означает невозможность воспользоваться вычетом сумм "входного" НДС (ведь его им никто не предъявляет). И всё бы ничего, если бы для налогоплательщика цена приобретения уменьшалась на эквивалент не полученного им "входного" налога. Однако в действительности цена если и будет разниться, то не настолько, чтобы налогоплательщик не ощутил никакой разницы от выбора того или иного контрагента.

Давайте порассуждаем, можно ли найти способ, при котором интересы налогоплательщика не будут ущемляться либо такое ущемление будет минимизировано.

В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат, в частности, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса.

Предположим, что налогоплательщик нуждается в ремонте своей автомашины, которую он использует в НДС-облагаемой деятельности. В таком случае для него возможны следующие варианты:

1) он обратится в мастерскую, которая находится на общей системе налогообложения, где ему отремонтируют машину, выставят счет за работу, стоимость которой будет включать в себя как саму работу, так и использованные при ее выполнении детали. Предъявленный ему по результатам такого обращения НДС наш налогоплательщик на законном основании предъявит к вычету;

2) налогоплательщик сам приобретет материалы и самостоятельно отремонтирует машину. В таком случае "входной" НДС, приходящийся на закупленные им детали, также будет возможно предъявить к вычету;

3) а вот при обращении в мастерскую, которая, подобно упомянутой выше, сделает свою работу, но НДС не предъявит ввиду применения специального режима налогообложения, наш налогоплательщик не сможет воспользоваться правом на вычет "входного" НДС – ни по работам, ни по использованным для их выполнения деталям. Если ремонтная мастерская приобрела такие детали и их стоимость включала в себя НДС, то такой налог для налогоплательщика будет потерян для целей расчета им своих обязательств по НДС.

Из описанных способов ремонта машины видно, что во втором примере у налогоплательщика появляется "входной" НДС в отношении приобретенных им запчастей. Напрашивается вопрос: нельзя ли в таком случае скомбинировать варианты № 2 и № 3?

В соответствии с п. 1 ст. 704 ГК РФ работа по договору подряда выполняется иждивением подрядчика – из его материалов, его силами и средствами. Но это только, "если иное не предусмотрено договором". То есть налогоплательщик вправе договориться со своим контрагентом, что поручаемые тому работы будут выполняться иждивением заказчика: за счет его материалов. В этом случае согласно п. 1 ст. 713 ГК РФ подрядчик будет обязан использовать предоставленные ему заказчиком материалы экономно и расчетливо, а после окончания работы представить заказчику отчет об израсходовании материалов и возвратить их остатки (либо с согласия заказчика уменьшить цену работы с учетом стоимости остающихся у подрядчика неиспользованных материалов).

В таком случае налогоплательщик самостоятельно приобретает необходимые для выполнения работ детали, при этом он получает от их продавцов счета-фактуры, выставленные на свое имя с выделенными в нем суммами "входного" НДС, и передает такие детали подрядчику в качестве давальческого сырья (с оформлением накладной на отпуск материалов на сторону – Типовая межотраслевая форма № М-15). Стоимость выполняемых таким подрядчиком работ в данном случае не будет включать стоимость самостоятельно приобретенных налогоплательщиком запчастей.

Поскольку же автомобиль в рассматриваемом примере предполагается к использованию в НДС-облагаемых операциях, условие, предусмотренное п. 2 ст. 171 НК РФ, будет соблюдено, что позволит налогоплательщику предъявить к вычету "входной" НДС. И в этом случае не будет иметь никакого значения, какую систему налогообложения применяет его контрагент, которому поручено выполнить работу с использованием давальческого сырья. Право на применение налогового вычета возникнет у налогоплательщика с момента оприходования им приобретенных деталей и, конечно же, при условии наличия у него счёта-фактуры от поставщика, а также соблюдения остальных требований статей 171 и 172 НК РФ.

Очевидно, что данный подход может быть применим не только к ситуациям, когда контрагентом является лицо, применяющее специальный налоговый режим, но также и к случаям приобретения работ (услуг), чья реализация не облагается НДС (см. пункты 2 и 3 статьи 149 НК РФ).

 

На основе материалов арбитражного дела № А56-45214/2014.

 

 
22.08.2012  
Проблемы НДС при реализации за валюту или у.е.
 

С 01 октября 2011 г. вступили в силу положения Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее – Закон № 245-ФЗ), касающиеся налога на добавленную стоимость. Давайте посмотрим, что и как поменялось в вопросе исчисления НДС при осуществлении реализации, когда расчеты осуществляются в инвалюте или в условных единицах.

 
14.08.2012  
Раздельный учет для целей НДС (п. 4 ст. 170 НК)
  На сайте Высшего Арбитражного Суда РФ появилось постановление № 2676/12 от 21.06.2012 г. Суд в этом акте подтвердил право налогоплательщика, которое отрицалось как налоговой инспекцией, так и тремя нижестоящими судами, на применение положений абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ в случае осуществления налогоплательщиком любых хозяйственных операций, а не только производственных.
 
23.07.2012  
Корректировочные и исправительные счета-фактуры: порядок действий продавца и покупателя
  Форма и порядок заполнения счетов-фактур в настоящее время регулируются Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость». Порядок действий при выставлении и получении корректировочных и исправительных счетов-фактур вызывает ряд неоднозначных вопросов, как у продавца, так и покупателя. В статье указанный порядок действий продавца и покупателя представлен схематично с учетом положений нормативных документов, регулирующих действующие в Российской Федерации правила составления счетов-фактур.
 
19.01.2012  
Состав бухгалтерской отчетности
  В ряд нормативных документов, регулирующих действующие в Российской Федерации правила составления бухгалтерской отчетности, внесены изменения, вступающие в силу с бухгалтерской отчетности за 2011 год. Наряду с измененными документами продолжают действовать документы более ранних редакций, содержащие и схожую, и разнящуюся терминологию по ряду вопросов, например, в части состава бухгалтерской отчетности. В статье проанализированы положения нормативных документов, регулирующих действующие в Российской Федерации правила составления бухгалтерской отчетности, в порядке убывания их значимости с целью ответа на вопрос: «Что же входит в состав бухгалтерской отчетности за 2011 год?».
 
04.09.2011  
Сравнительный анализ положений ПБУ 8/2010 и ПБУ 8/01.
  Новое Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» ПБУ 8/2010 и Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01: сравнительный анализ.
 
12.04.2011  
Новые изменения в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету
  Приказ Минфина РФ от 24 декабря 2010 г. № 186н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 1997 г. № 3» (зарегистрирован Минюстом России 22.02.2011 г. № 19910, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 28 марта 2011 г. № 13) вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2011 года.
 
03.03.2011  
Новая декларация по налогу на прибыль.
  28.03.2011 г. налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2010 год должна быть подана с учетом изменений, внесенных в ее форму Приказом ФНС РФ от 15.12.2010 г. № ММВ-7-3/730@. В статье приведен анализ изменений в форму декларации (проиллюстрированы графически) и уточнений в порядок ее заполнения. Текст также снабжен ссылками на форму декларации в формате MS Excel и PDF.
 
08.02.2011  
НДС для экспедиторов с 01.01. 2011 г.
  1 января 2011 г. вступили в силу изменения, внесенные в ст. 164 НК РФ Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
 
23.03.2010  
Декларация пожарной безопасности
  С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – регламент), пунктом 7 статьи 2 данного закона установлен новый документ - декларация пожарной безопасности.
 
00.00.0000  
Инвестиционный договор в строительстве
  Инвестиционный договор в строительстве в сопоставлении с агентским договором
 
13.10.2009  
Товарный знак: используем без нарушений
  Объекты интеллектуальной собственности обретают все большее значение в реалиях российского предпринимательства. Фирменные названия, ноу-хау, наименование места происхождения товара, товарные знаки – эти понятия у всех на слуху. Но знают ли представители бизнеса нормы законодательства, регулирующие права использования средств индивидуализации и результатов интеллектуальной деятельности? Осознают ли они, чем грозит нарушение этих правовых положений?
 
06.08.2009  
Безработным помогают из двух «карманов»
  Государство готово предоставить желающим начать свое дело годовой размер пособия по безработице. Кроме того, можно получить вторую специальность, опять таки за счет государства, и стоимость оплачиваемого бюджетом обучения может составить более 10 тысяч рублей. Каким образом получить деньги на открытие своего бизнеса? На каких условиях предоставляются эти средства?
 
06.08.2009  
Ответы на вопросы клиентов ч.1
  «…Одного из наших снабженцев мы подозреваем в получении откатов. Суммы закупок не маленькие и хотелось бы знать, как можно «поймать» его на получении взятки или доказать предвзятое отношение при выборе поставщика? Какое наказание грозит такому работнику при рассмотрении дела в суде?...»

«…Может ли ООО закрыть расчетный счет и не открывать другой? При этом сама организация не закрывается, просто на время приостанавливает свою деятельность. Когда снова начнем работать, откроем новый расчетный счет…»

«…Предприниматель планирует сдавать квартиру, полученные хочет получать на свой расчетный счет. Квартира находится в собственности дочери предпринимателя, а сам он в ней не прописан и не зарегистрирован. Как нужно оформить тот факт, что дочь разрешает предпринимателю сдавать свою квартиру? Возможна ли вообще такая операция?...»

 
00.00.0000  
НДС можно предъявить к вычету и через три года
  Бывает так: вы приобрели материалы для изготовления льготируемой продукции, а три года спустя поступил разовый заказ, изменивший их предназначение: теперь их будут использовать для продукции, реализация которой облагается НДС. Когда можно предъявить к вычету НДС? Согласно судебной практике, право на вычеты не зависит от факта реализации в том же периоде.
 
00.00.0000